07.08.2013

«Определение понятий к обсуждению теории Общественного договора в новейшей истории»


 

ЗАПИСКА

к обсуждению теории Общественного договора в новейшей истории

 

В ходе дискуссии вокруг Общественного договора, необходимо предварительно обсудить его субъектность, то есть определить стороны, которые способны, а также имеют намерение его заключить. В силу размытости понятий, которые до сих пор в международной практике являются дискуссионными, ниже предлагаются определения, от которых можно отталкиваться при обсуждении.

 

            Народ. Это совокупность людей осознающих свои культурные особенности и обособляющих по ним свою общность от других. Понятие народа является первичным и образующим по отношению к понятию государства. Исторически народ всегда является причиной формирования государства, а не наоборот. Государства могут представлять  собой совокупность народов, но обязательно при ведущей культурной роли одного из них. Необходимо признать конкуренцию культур в пределах одного государства естественной, даже в случае законодательно закрепленной мультикультурности.

Этнос. Часто используется в качестве синонима понятия «народ». Греческое слово ethnos переводится как «группа», «племя», «народ». Например, по Философскому словарю 2009 года, «этнос» - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием, что ближе всего к понятию национальности. В современной практике понятие этноса включает в себя более локальные виды обособления, не включающие приведенных черт. Так к этносам могут относиться определенные группы населения, как проживающие совместно, так разрозненно, объединенные едиными культурными или религиозными кодами, позволяющими им проводить обособление себя от прочих групп. Так к отдельным этносам с различными оговорками могут быть отнесены казаки – имеющие культурные особенности, и отдельные ветви (согласия) старообрядцев - имеющие религиозные особенности.

Нация.Несмотря на принятый перевод с латыни (natio — племя, народ)  отличается от понятия «народ» в русском языке. Его смысл  закреплен поздно – впервые обсуждался на международном уровне при образовании ООН. Последний раз легальное определение понятия «нация» обсуждалось в 2006 году, на Парламентской Ассамблее Совета Европы. В результате было принято определение, что понятие «нация» восходит к латинскому глаголу nascere (лат. рождаться) и обозначает происхождение, принадлежность к общности, родственные связи с общиной. Политическое прочтение термина «нация» появилось в XIV веке, тогда нацией назывались те, кому принадлежность к привилегированному сословию позволяла участвовать в управлении делами государства. То есть представители нации связаны с формированием государства, в рамках которого они самопроявляются. Другими словами, нация, это совокупность людей имеющих культурные и социальные особенности, которая обуславливает построение собственного государства. Если кратко, нация, это государствообразующий народ. Справедливо и обратное – в момент своего создания, государство не может быть многонациональным. Чтобы подчеркнуть эти нюансы иногда дают определение «большой нации».

По изложенному выше видно, что перечисленные базовые термины не имеют на сегодняшний день принятого международного определения и в большой степени зависят от смыслов, заложенных в конкретное слово в конкретном  языке.

            Культурные особенности. Ключевое понятие, входящее в определение терминов«народ», «этнос», «нация».Обособление одной культуры от другой невозможно без учета религии, поскольку культурные особенности, в первую очередь закладываются религиозными особенностями. Несмотря на декларацию об отделении религии от государства, де-факто в культурной и медийной среде всегда преобладает представление той религии, которая поддерживается большинством населения (народа). Абсолютно равнорелигиозных государств не существует. Если религии, это отправная точка формирования культурных  особенностей, то в современное их понимание включают также образование и науку. Образование обеспечивает непрерывность культурной идентичности в будущем, а наука является одной из форм творчества народа. (Поэтому для обозначения принадлежности научных школ добавляют определения принадлежности – русская научная школа, германская научная школа и т.п.)

Государство- совокупность силовых и экономических институтов, поддерживающих контроль над определенной территорией и связанными с ней  ресурсами. Государства без территории существовать не могут (кроме как де-юре), но территории без государств еще существуют. Государства формируются определенными народами, чьи культурные особенности доминировали на этапе их создания на определенной территории (то есть нациями). В процессе исторического развития государства могут путем прямой экспансии или экономической ассимиляции вбирать в себя новые народы. Таким образом, государства могут становиться полиэтническими или многонародными. Словосочетание «многонациональное государство» в русском языке лишено смысла и является неправомерным словесным штампом. В равной степени в зарубежной практике термин «нация» соотносится с одним единственным государством, а конкретное государство характеризуется одной единственной нацией.

Граждане. Лица, имеющие гражданство. Юридически отработанный термин.

Общество. Термин относительный, в большей степени литературный, требующий пояснения принадлежности. В данном случае, общество составляют лица, проживающие в границах конкретного государства и способные проявлять свою волю в рамках его институтов. С определенными оговорками, является синонимом термина «граждане».

            Гражданское общество. Это понятие не идентично понятию общества. Конкретизируя, Г.О. - это часть граждан, осознающая собственные коллективные цели и задачи, и обособляющая их от целей и задач государства. Если в частных вопросах интересы государства и Г.О. могут быть противоположны (например, в части сбора налогов и формы их расходования), то в целом их основанные мотивации сходны – это забота о самосохранении. Со стороны государства, в первую очередь забота о сохранении экономической системы, а со стороны Г.О. - сохранение культурной идентичности. При этом члены Г.О. могут не являться членами одной культурной общности (этноса или народа), но обладать сходными базовыми культурными особенностями. Можно предложить также определение Г.О., как части нации (большой нации), осознающей свою коллективную цель и готовой проявлять ее через различные формы волеизъявления.

            Попытка привязки условий возникновения Г.О., к имущественным отношениям и особой экономической среде, скорее всего, неверна. Так определение членов Г.О. как «свободных владельцев средств производства», передает лишь одно из условий возникновения осознанности. «Изначальные экономические свободы» члена Г.О. явно апеллируют к «естественным свободам личности» из теории Общественного договора Дж. Локка. Здесь видна явная граница в различном понимании главных мотиваций Г.О. проходящая между коллективизмом и индивидуализмом. Еще один пример этого – определение Карлом Марксом Г.О., как «общества частных интересов».

            Борьба личности и государства, личности и общества, выражена в идеологии либерализма. На разных исторических этапах смысл термина «либерализм» изменяется, а в последние десятилетия смешивается с понятием демократии.

            Демократия и либерализм. Понятия непосредственно связанные с понятием Гражданского общества. Они требуют пояснения, поскольку даже на уровне международных документов часто применяются практически как синонимы. Кратко, демократия, это представительная власть большинства. Либерализм – это главенство частных интересов над общественными, в том числе государственными. По сути это власть меньшинства, которая может быть реализована какими угодно средствами, кроме представительной демократии. Легко понять, что в перспективе своего воплощения либерализм может привести лишь к экстремальному проявлению естественных свобод каждого – к войне всех против всех. Таким образом, цели и задачи либерализма противоположены целям и задачам любого государства и общества, в том числе и Г.О.

            Права и свободы Г.О. По конституциям государств, строй которых имеет форму демократий, субъектом права является народ. Такие государства, действуя как надстройка, по отношению к народу (обществу), выстраивают свои цели и задачи, а также права и свободы  гражданина на основе интересов народа (общества). Эти интересы лежат, прежде всего, в сохранении культурной идентичности народа (общества, нации), сегодня и в исторической перспективе. Волеизъявление народа осуществляется через представительство, а значит, волеизъявление Г.О. не может осуществляться по другим законам, в том числе опираться на тезисы и инструменты либерализма. Цели и задачи Г.О. должны включать сохранение всех культурных особенностей народа, включая образование и науку. Поэтому Г.О. должно заботиться не только о защите свободы на распространение информации, но и о контроле над ее распространением, если это необходимо для достижения собственных целей и задач.

 

 

Оргкомитет круглого стола

Партнёры